Конкурс на исследовательский з

Использование игрового массажа MISP для повышения качества жизни ребёнка

Отчёт о результатах исследования

Краткое описание:

Проект состоит в обучении детей 4-10 лет (сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) игровому массажу. Массаж выполняется в положении сидя, через одежду, затрагивается области спины и головы. Выполняется только с разрешения ребенка. Теоретическим обоснованием значимости такого взаимодействия для повышения качества жизни ребенка являются потребность детей в тактильном взаимодействии, которое снижает уровень тревожности и стрессовых проявлений. Предполагается объективная оценка состояния детей с помощью психофизиологических методик до обучения и после с целью обоснования полезности применения, а также изучение субъективной оценки как ребенка, делающего массаж, так и ребенка, которому делается массаж. Эти субъективные оценки детей будут сопоставляться с объективными данными. Совместно с детьми будет написано руководство по выполнению массажа детьми.


Какому/им приоритетному  направлению Конкурса соответствует тема исследования:

Подготовка детей, воспитываемых в организациях для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейному устройству.


Замысел  исследования

В данном разделе  должны быть раскрыты актуальность заявленной темы, прикладной характер и практическая значимость исследования; представлена убедительно обоснованная картина стоящих перед вами проблем и задач исследовательского проекта.

Весьма часто сейчас возникают ситуации, когда приемные родители не справляются с приемным ребенком, который не готов жить в семье. Одной из причин неадаптации ребенка в семью являются высокий уровень стресса, тревожность, неумение высказать свои проблемы и быть открытым другому человеку. Существуют научные данные о том, что дети, пережившие материнскую депривацию или негативное ее отношение, разрыв с ней и переход в государственное учреждение, имеют высокий уровень кортизола, который порождает как высокий уровень тревожности, так и негативные эмоции и психосоматические изменения. Доказано, что снижению уровня кортизола способствуют тактильные взаимодействия. Разработан специальный массаж, который могут дети делать друг другу, тем самым развивая навыки взаимной поддержки, уступчивости, эмпатии, взаимопонимания, что весьма полезно при адаптации в новой семье. Более того, они при этом учатся вербальному общению, что позволяет понимать как собственное эмоциональное состояние, так и состояние другого человека, что является основой для эффективного общения и договоренностей.


Процесс освоения детьми игрового массажа MISP с инструктором занимает 5 недель.

Инструктор занимается с детьми 1 раз в неделю в течение 15 минут, за это время дети обучаются трем новым массажным движениям. В течение недели ежедневно дети закрепляют полученные навыки под руководством ответственного взрослого. На каждом последующем занятии с инструктором дети узнают три новых массажных движения. В результате через 5 недель дети полностью осваивают курс, состоящий из 15 движений.
Важно, что массаж всегда начинается с вопроса «Можно я сделаю тебе массаж?». И у ребёнка есть безусловное право выбора дать согласие или отказаться. Массаж всегда заканчивается благодарностью за возможность сделать массаж «Спасибо за то, что разрешил сделать тебе массаж!». Массаж выполняетесь в паре, по очереди, то есть каждый ребёнок успевает сделать и получить массаж в рамках одной процедуры. В процессе освоения массажа используются специальные карточки с иллюстрацией массажного движения через простой образ.


Предварительно дети будут обследованы взрослыми с помощью двух методик. Одна методика направлена на изучение эмоционального интеллекта, другая- на описание тормозных процессов. Тормозные процессы- ведущая функция, которая позволяет ребенку вовремя остановиться и изменить поведение. После каждого массажа оба ребенка (тот, кто проводил массаж, и тот, кому делала массаж), будут описывать свое состояние, положительный и негативный опыт, что позволит определить условия, в которых можно проводить массаж, в каких случаях это делать не желательно, причины, приводящие к положительным и негативным результатам. Обработку вербальных ответов детей будут проводить студенты РГПУ им. А.И. Герцена- будущие педагоги, которым крайне не хватает непосредственного контакта с детьми. Им необходимо чувствовать детей, что возможно через такие ответы детей. В тоже время известно, что вербальный опыт детей-сирот весьма ограничен. Именно поэтому детям будет предложено сделать рисунок своего внутреннего состояния до и после массажа. Рисунок наиболее точно отражает внутренний мир ребенка. Рисунки будут собраны, а студенты, будучи независимыми наблюдателями под контролем специалиста, смогут оценить изменения в состоянии ребенка


Для оценки эмоционального интеллекта перед первым массажем и в конце проекта дети выполнят методику. Предложенную в Московском университете и защищенную кандидатской диссертацией (Нгуен, 2008). Кроме того, у детей более старшего возраста выборочно (у тех, у кого оценен будет уровень кортизола) будет проведена рефлексометрия, которая отражает возможность ребенка ориентироваться в потоке сигналов и сформированность у него тормозного контроля. Методика создана в РГПУ им. А.И. Герцена (Вергунов. Николаева, 2014). Студенты помогут обработать все данные и оценить эффективность условий выполнения массажа.

Значимость проекта состоит в обучении детей взаимо- и самопомощи, умению понимать другого, а значит повысит шанс адаптации в социуме как  в приёмной семье, так и в школе.


3.3.1. Проблема и потребность в информации

Кратко сформулируйте, в связи с чем возникла необходимость в проведении исследования, почему было принято решение об исследовании с участием детей. Какие актуальные задачи и/или текущие проблемы в деятельности организации/программы поможет решить исследование.


В современных детских домах дети порой даже более экономически обеспечены, чем некоторые дети в семье. Но они безусловно обделены тактильным контактом, который в этом возрасте имеет огромное значение для снятия проявлений стресса и тревожности, обусловленных проживанием вне семейной группы. В настоящее время проведено множество исследований детей взрослыми, но нет данных о самоощущениях детей, их внутренних потребностях. Эти данные можно получить непосредственно от детей. Однако получение такой информации не может быть вне деятельности, которая позволит расположить ребенка ко взрослому и создать доверительные отношения. Лучший метод создания таких отношений- обучение массажу, который будет одновременно компенсировать физическую потребность ребенка в тактильном контакте и даст инструментарий, позволяющий взаимодействовать как с детьми, так и со взрослыми. Это способ снижения уровня сенсорной депривации и возможность повышения самоэффективности ребенка.


В тоже время простое применение массажа к депривированным детям, а порой к детям, к которым было применено физическое насилие, может вызвать у таких детей отторжение или недоверие. Очевидно положительное действие массажа, однако в отношении данных детей неясно, какие условия нужно для этого создавать. Если в норме массаж показывают  на картинке, то депривированный ребенок может не соотнести силу нажатий и воздействия, поскольку никогда не имел опыта заботливого поглаживания и мягкого прикосновения. Необходимо проведение исследования, при котором обучение детей массажу может сопровождаться дополнительными воздействиями — поглаживание руки, знакомство с ладошками и т.д.. Следовательно, суть исследования — описание условий, при которых массаж будет приносить депривированному ребенку удовольствие и способствовать снятию тревожности, изменению уровня кортизола и других физиологических реакций, свидетельствующих о пребывании ребенка в хроническом стрессе.


Исследовательский запрос

Что вы хотите выяснить в ходе исследования? На какие вопросы получить ответы? Какой именно информации не хватает? На изучение какой темы/проблемы/вопроса направлен ваш исследовательский запрос?

Известно, что дети, проживающие вне семьи, страдают от сенсорной депривации, которая ведет к повышению уровня стресса у них и развитию психосоматических заболеваний. Это объективные данные. Тактильное взаимодействие эффективно позволяет снять симптомы сенсорной депривации, однако дети с проблемами развития по-разному относятся к массажу и прикосновению другого человека как таковому. Данных о том, при каких условиях массаж . сделанный другим ребенком, будет снимать симптомы стресса, а при каких – повышать их, нет. Ответ на этот вопрос могут дать только сами дети в процессе переживания процесса массажирования другими детьми.


Ребенок депривированный никогда не испытывал мягкого прикосновения, поэтому даже слабое прикосновение другого ребенка может восприниматься как болевое. Точно также ребенок, который испытал физическое насилие, будет бояться любого прикосновения и неверно считывать собственные переживания, что приведет к отторжению взаимодействия с другим ребенком путем массажа. Необходимо найти индивидуальные условия, включающие всех детей в общую деятельность по формированию умиротворенного состояния другого ребенка. Для этого каждый из них должен почувствовать это сначала сам, приняв внешнее касание. Эти условия нигде не описаны, поскольку методика создана для здоровых детей, проживающих в семьях. Поскольку научные данные свидетельствуют о благотворном действии прикосновения, необходимо найти условия, при которых прикосновение станет доступным всем детям.


Использование результатов исследования

Каким образом вы планируете использовать результаты исследования? Как они могут быть применены для повышения качества работы с благополучателями в программах прямой помощи? Могут ли они быть полезны другим группам стейкхолдеров (донорам, партнерам, профессиональному сообществу, обществу в целом)? Как они могут быть использованы?


Предполагается совместно с детьми описать процедуру, в которой массаж будет максимально эффективен, а также условия, при которых массаж будет за пределами зоны комфорта ребенка. Дети будут приобретать опыт массажа и его выполнения по отношению к другим детям, а потому смогут быть экспертами в том, как это делать в наиболее комфортной для них форме. Будут подготовлены методические рекомендации для работников не только сиротских заведений, но и для учителей школ и просто родителей, чтобы они обучались тактильному взаимодействию с детьми и учениками и могли распространить опыт в семьи и школы.


Дизайн участия детей в исследовании

Опишите, каким образом в исследовательском проекте будет осуществлено участие детей/молодых взрослых из целевой аудитории проекта (как партнеров и/или экспертов опыта): каким образом планируется организовать их отбор и участие в исследовании, за счет чего будет обеспечена их субъектная позиция, каким образом будут учтены этические нормы, обеспечивающие их права и интересы? Укажите предполагаемые методы исследования, а также методы участия детей в исследовании как субъектов, партнеров, экспертов опыта. Какие инструменты сбора данных, учитывающие специфику возрастного и психофизиологического развития детей, вы планируете использовать в исследовании.


К сотрудничеству приглашаются дети в возрасте от 4 до 10 лет, постоянно пребывающие внутри одного коллектива. Массаж выполняется только от ребёнка к ребёнку и никогда взрослый в массаже не участвует, он только управляет процессом. Процедура массажа имеет чёткую простую структуру от начала и до завершения. Процедура организовывается ответственным обученным взрослым и продолжается под его контролем. В самом начале обучения детей инструктор задаёт правила проведения процедуры игрового массажа и процедура осуществляется только при соблюдении данных правил. Массаж происходи всегда в одно и тоже время, что делает его предсказуемым и даёт ощущение безопасности. Массаж всегда начинается с запроса на разрешение «Можно я сделаю тебе массаж?» и всегда завершается благодарностью «Спасибо за разрешение сделать массаж!». Каждый ребёнок имеет безусловное право согласиться на массаж или отказаться от него. Если ребёнок отказывается, то он не участвует в массаже, при этом он не покидает пространство, а остаётся в коллективе наблюдателем процесса. Массаж всегда происходит через одежду в парах сидя на стульях. Есть рекомендации по комфортной рассадке детей, так чтобы массаж было удобно делать, иметь возможность расслабиться при его получении, а также чтобы отдельные пары не мешали друг другу. Массаж состоится из 15 простых, но эффективных массажных движений. Педагоги имеют технические чертежи с описанием техники движения. Массажные движения выполняются на плечах, голове, спине и руках. Исключены зоны или движения, которые имеют риск стать уязвимыми для ребёнка. Каждое движение имеет чёткую инструкцию для выполнения и корректность техники легко контролируется внешним наблюдением. Если ребёнок неверно выполняет движение, то ответственный взрослый садится рядом и рисует это движение в воздухе, показывая верную технику. Также каждое движение сопровождается карточкой с картинкой для включения воображения.


Предполагается добровольное участие детей в процессе игрового взаимодействия. После каждой процедуры массажа взрослый, отвечающий в данный момент за дисциплину и общение, будет опрашивать детей и записывать их переживания и элементы рефлексии.


Детей будут спрашивать как о том, что они пережили сами, так и о том, что испытал партнер по игровому массажу. Будет фиксироваться информация о дискомфорте или, напротив, комфорте  при проведении массажа, методах, которые способствуют лучшему взаимодействию и повышению качества самого массажа.


До и в конце исследования с детьми будет проведено психофизиологическое исследование, которое позволит дать объективную картину эмоционального интеллекта детей и уровня сформированности тормозных процессов, которые лежат в основе любого поведения.

Оценка тормозных процессов будет проведена с помощью компьютерной методики РеБос Николаева, Вергунов, 2010).


Риски и способы их преодоления

Опишите, какие, с вашей точки зрения, существуют риски при реализации исследования, с учетом особенностей вашей целевой аудитории.


Риски могут быть связаны с особенностями детей, которые на момент проведения исследования, окажутся в детском доме. Дети, подвергавшиеся физическому и сексуальному насилию, могут либо полностью отвергать тактильное взаимодействие, либо, наблюдая за другими детьми, включиться в работу с некоторым опозданием. Более того, у части детей из детских домов снижен познавательный интерес, и его активация потребует дополнительных усилий


План исследования



В этом разделе кратко опишите, какую активность вы предполагаете в рамках исследования - какая деятельность планируется, в том числе с детьми.


Инструкторы будут приезжать один раз в неделю в учреждение и обучать детей игровому массажу. Весь процесс обучения займёт пять недель. В другой день недели, то есть не в день обучения новым массажным движениям, инструкторы будут посещать приют с целью наблюдения за организацией и ведением процесса игрового массажа ответственным взрослым, а также для индивидуальной работы с детьми по задуманному дизайну исследования. Это два параллельных и равных по продолжительности процесса.

Всему этому предшествует встреча инструкторов и педагогического состава учреждения для знакомства и прояснения целей, принципов и задач проекта, общего понимания проектно-исследовательского процесса и своей роли в нём.


Часть членов коллектива проведет первичное и окончательное обследования, а также будет собирать рисунки детей до и после массажа.


Вся обработка данных будет проведена студентами РГПУ им. А.И. Герцена, посещающих психологических кружок на добровольных началах под руководством Николаевой Елены Ивановны.



Исследовательский потенциал организации и мотивация участников исследовательской группы

Коротко опишите имеющийся опыт проведения прикладных и/или оценочных исследований на базе организации, планы и интересы организации в области исследовательской деятельности, а также личные и профессиональные мотивы участия в проекте членов исследовательской группы.


Научный руководитель проекта — Николаева Елена Ивановна, была руководителем двух кандидатских диссертаций по изучению адаптации детей в приемные семьи и регулярно сотрудничает с НКО, сообщая значимую новую научную информацию об особенностях детей, воспитывающихся без попечения родителей. Однако ей важно изучить непосредственные реакции детей, их видение взаимодействия, их понимания эмоционального состояния как собственного, так и других людей. В дальнейшем эти знания можно в переработанном виде передать приемным родителям и родителям детей, которые пренебрегают их нуждами.


Действующие инструкторы игрового массажа нуждаются в научном подтверждении эффективности практики, которую они распространяют. Полученные результаты дадут опору и уверенность инструкторам развиваться и продвигать метод успешнее, таким образом будет расти количество конечных благополучателей — детей, в ежедневной жизни которых появится уважительное прикосновение и качественный телесный контакт.


Более того, задуманная проектно-исследовательская деятельность обеспечит инструкторов игрового массажа знаниями и опытом, благодаря чему они смогут продолжить исследовательскую работу над программой в будущем. Большой плюс в том, что этот первый исследовательский опыт сразу фокусирует инструкторов на уважение к истинным потребностям детей и реализуется под руководством опытного научного сотрудника, специалиста в сфере работы с детьми-сиротами.


Глобальная цель организации АИМШ заключается в привнесении уважительного и бережного прикосновения в ежедневную жизнь каждого ребёнка страны. Исследовательская деятельность, научное подтверждение благотворного влияния телесного контакта на качество жизни ребёнка и активное распространение этой информации являются главными приоритетами в деятельность Ассоциации, помогающими достигнуть цель.