Исследование массажной терапии для детей-аутистов

Статья из журнала «Массаж и работа тела», февраль/март 2013 г.

 

Автор: Ширли Вандербилт

 

В последнее время наблюдается рост числа людей, страдающих аутизмом, это отражается на эмоциональном состоянии семей, а также приводит к высоким материальным  затратам  в школьном образовании.  Статистика 1999 года в Калифорнии доказывает увеличение количества людей, больных аутизмом на 300 % по сравнению с 1987 годом.

 

Исследования утверждают, что один из 200 детей страдает этим расстройством. Исследование по общей психиатрии (сентябрь 2006 г.) показало, что дети, рождённые от мужчин в возрасте от 40 до 49 лет, почти в шесть раз чаще страдают аутизм, чем дети, рождённые от мужчин до 30 лет, независимо от возраста матери.

 

Исследователи борются за то, чтобы выявить причины и положить конец этому увеличению. Параллельно с этим они исследуют симптомы аутизма, включая ненормальный ответ на сенсорную стимуляцию,  ограниченный объём внимания, излишнее поведение вне задания и негативное отношение к прикосновению.

 

 Аутизм – это расстройство мозга, обычно диагностируемое в  возрасте 2-х лет, становится явным, когда у ребёнка не развиваются языковые навыки и нормы социального взаимодействия. Для этих детей типичны отход от социального контакта и аберрантное поведение.

 

Клинические испытания показали, что массаж можно использовать как дополнительное лечение, положительно влияющее на многие проявления аутизма. Несколько важных исследований в этой области появились в течение последних лет, одно их них проводилось в научно-исследовательском институте  телесной терапии в Майами, Флорида.

 

Массаж в обстановке классной комнаты


В 1997 году команда исследователей  в TRI под руководством доктор Тиффани Филд, опубликовала результаты своего первого проекта с участием детей-аутистов. Основываясь на успехе предыдущих исследований, демонстрирующих у детей снижение тревожности и повышение объёма внимания с помощью массажа, команда предположила, что телесная терапия может быть полезной в снижении аутистического поведения, невнимательности и высокой чувствительности к прикосновениям.


22 ребёнка-аутиста были отобраны для исследования в специализированном дошкольном учреждении, в котором они обучались 2 года. Средний возраст детей 4,5 года, все они из семей со средним уровнем достатка. 12 мальчиков и 10 девочек были случайным образом отобраны в группу телесной терапии.  Также была отобрана контрольная группа.

 

В ходе оценок развития,  было определено, что уровень интеллекта, языковых и речевых навыков приблизительно одинаковый у детей в обеих группах.  Кроме того, у всех учеников был диагностирован аутизм.


В первый и последний день исследования было использовано несколько методик для определения эффективности терапии (оценка поведения, реакции на звуки и т.п.). Наблюдатели в классе констатировали у детей чувствительность к прикосновениям.

 

Для каждого ребёнка в группе сенсорной терапии соблюдался специальный комплекс массажных движений, который проводился аспирантом-психологом, и включал умеренные поглаживания в области головы и шеи, рук, туловища и ног. Эти 15-минутные сеансы проводились два раза в неделю в течение четырёх недель.


В течение того же времени дети в контрольной группе сидели на коленях у психолога-аспиранта, который обнимал ребёнка, и играл с ним, выбирая игрушки разного цвета и формы.


Учитывая то, что аутичные дети не склонны к физическому контакту, одним из наиболее интересных результатов исследования стало снижение чувствительности к прикосновениям, получение удовольствия от телесного контакта в  обеих группах. Исследователи предположили, что этот результат может быть связан с индивидуальным вниманием, уделённым каждому ребёнку, и предсказуемостью контакта для каждого из детей.


В целом, в обеих группах динамика очень хорошая, но группа, где детям делали массаж продемонстрировала более значимые положительные результаты (ориентации на нерелевантные звуки и стереотипное поведение, а также оценки на ABC и ESCS). Исследователи предположили, что такие результаты могут быть связаны с  «более активным физическим контактом и релаксацией, задействованной при массаже». Также усиление активности блуждающего нерва (ключевой черепной нерв) за счет телесной терапии могло тоже сказываться на повышении внимательности в классной комнате.

 

Массаж дома.


Расширяя вдохновляющие результаты исследования 1997 года, ученые из TRI начали второе исследование массажной терапии для детей-аутистов, на этот раз с участием родителей, которые осуществляли массаж дома. Таким образом, дети могли получать ежедневную терапию бесплатно. Исследовательская группа выдвинула гипотезу о том, что ежедневный массаж в семье может дать положительные результаты в более короткие сроки, нежели массаж в учебном заведении. В дополнение к преимуществам, ранее задокументированным, исследователи выдвинули гипотезу, что вечерний массаж может улучшить сон (обычно у аутистов серьёзные проблемы со сном).


Двадцать детей в возрасте от 3 до 6 лет были отобраны из школы для детей-аутистов. Дети были разделены на 2 группы:  в одной группе родители делали массаж, в другой читали сказочные истории перед сном. Родителям сказали, что «чтение историй и массаж могут улучшить сон у детей». Терапия  в обеих группах проводилось в течение одного месяца, причем  массаж и чтение историй проводили в течение 15 минут непосредственно перед сном.


В контрольной группе родителей попросили прочитать рассказ доктора Сьюза в течение 15-минутного вечернего периода. Важно отметить, что по завершении исследования этим родителям также предлагалось обучение массажным движениям, чтобы предоставить их детям возможность испытать те же преимущества, что и детям из группы, где проводился массаж.


Как и в исследовании 1997 года, оценки проводились в первый и последний дни терапии с использованием тех же самых критериев, но с добавлением дневников сна, составленных родителями. Учителя и родители оценивали такие факторы, как гиперреактивность, внимательность, беспокойно-импульсивное поведение и эмоциональное состояние.


Учителя поразились результатам группы, наблюдая  за поведением на площадке и в классе. Дневники сна включали запись суеты и беспокойства, плача, и количество раз, когда ребёнок пытался покинуть кровать. Группа, в которой проводился массаж,  показала очевидные улучшения со сном, о чем сообщают родители. Однако, как отмечают исследователи, родители, очевидно, не были удивлены улучшением группового поведения, они больше были рады возможности научиться делать массаж своим детям.


Также подобное исследование было проведено в Англии  в 2002 году.  Ученые использовали аналогичный формат исследования терапии с родителями. В этом испытании группа родителей с детьми-аутистами была обучена массажным движениям. При опросе до начала программы родители (в первую очередь матери) сообщали о том, что они чувствуют «боль в ответ на отчуждённую природу аутизма», а также испытывают затруднения в общении и телесном контакте, особенно при объятиях.


Проект телесной терапии, в который вошли 12 детей, проводился в течение восьми недель. По окончанию проекта дети стали соглашаться на телесный контакт с родителями, родители также сообщали о длительном совместном времяпрепровождении с детьми, отдельно отмечали расслабленность детей. В заключение исследовательская группа отметила: «Родители сообщили, что чувствуют себя ближе к своим детям и чувствуют, что сенсорная терапия открыла канал связи между ними и их детьми».

 

Аутизм, как мы его знаем сейчас, неизлечим. Одним из самых душераздирающих аспектов поведения этого расстройства является общение между родителем и ребёнком. Многие из способов контакта между людьми – объятия, слова любви и ответная реакция – обычно не исходят от аутичного ребёнка. Недавние исследования опровергли идею о том, что дети-аутисты неспособны сформировать привязанность. Теперь мы знаем, что они могут быть близки со  своими родителями и ценят  взаимодействие со своей семьей. Но дети по-прежнему не способны постоянно  адекватно реагировать на взаимодействие с родителями.


Результаты этих исследований показывают, что массаж и другая сенсорная терапия помогают преодолеть разрыв между родителями и ребёнком.